На острие интеллекта Разрабатываем и Обучаем
O НАC
ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
ТРИЗ БИЗНЕС
МЫ РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ
НОВОСТИ
РЕФЕРЕНС-ЛИСТ
ОТЗЫВЫ УЧАСТНИКОВ
ПУБЛИКАЦИИ
КОНТАКТЫ
ЧИТАЛЬНЯ

Системное мышление в управлении бизнесом.

 

1. Что такое системное мышление?
- Что такое системное мышление? И в чем его отличие от несистемного? Понятие картины мира, системной картины мира. Понятие «система».

2. Что нам дает системное мышление?
- Здесь мы говорим о том, что любая проблема имеет системность, только ее надо уметь раскрыть. А любая системная проблема требует системного подхода к ее разрешению. Здесь же поговорим о том, что такое креативность? Поднимем вопрос - а что такое творчество? И можно ли с помощью системного мышления решать творческие задачи? Что дает нам такой подход? Обедняет ли системное мышление творческий процесс или напротив, открывает новые горизонты творческой деятельности?

3. Предварительное понятие «идея решения» и «ресурс».
- Задача считается решенной, если найдена идея решения и определен ресурс, с помощью которого эта идея может быть воплощена в жизнь. Введение этих двух фундаментальных понятий закладывает фундамент системного мышления, показывает решателю, как нужно избирательно концентрироваться на разных этапах решения задачи. Разбираются примеры из практики менеджмента.

4. Мозговой штурм. Правила проведения мозгового штурма. Плюсы и минусы метода.
- Мозговой штурм - наиболее популярный метод генерации идей. Главная «фишка» метода - отделение процесса генерации идей от их анализа. Важно научиться правильно пользоваться этим методом, что безусловно, позволит поднять эффективность проведения совещаний, но что еще более важно - нужно четко понимать ограничения метода мозгового штурма и научиться определять задачи, для которых целесообразно пользоваться данным методом, а какие задачи лучше решать с помощью инструментов ТРИЗ.

5. Граничные условия задачи. Порядок изменения граничных условий.
- Здесь мы начинаем знакомиться со структурой задачи - ведь для эффективного разрешения проблемной ситуации нужно сначала научиться формулировать задачи и определять граничные условия - то есть изначально задавать область поиска, за которую не нужно выходить. В противном случае мы рискуем искать решение там, где точно искать не нужно. Полагаем, все помнят анекдот про то, как человек искал ключи под фонарем не потому, что он их там потерял, а потому, что там светлее. Определение граничных условий позволяет сконцентрироваться на нужной области поиска решения.

6. Причинно-следственный анализ.

- Строить причинно-следственные цепочки - важнейший навык системного мышления. Существует определенная методология проведения причинно-следственного анализа. Его основное назначение - проанализировать проблему вглубь таким образом, чтобы определить, где целесообразно решать задачу - рубить дерево зла под корень, либо обрывать с него листья? Нужно научиться сознательно определять уровень решения задачи.

 

7. Что значит переход с поверхностный уровня решения задачи на глубинный уровень.
- Так как для системного мышления очень важно понимание причинно-следственных связей и определение уровня решения задачи, здесь мы потренируемся переходить между уровнями решения проблем и проведем эксперименты по генерации идей на каждом уровне и определении ресурса для решения поставленной задачи.

8. Постановка задач.
- Теперь нужно научиться создавать модели задач. Модель задач позволяет выбрать только те параметры, которые нам действительно нужны при решении творческой задачи. В математических или физических задачах с моделью определиться проще, но оказывается, можно построить и модель любой творческой, например, менеджерской, задачи.

9. Что такое система управленческих задач?
- Теперь важно понять, на сколько моделей распадается заданная нам проблемная ситуация. Очень редко нам приходится работать с творческой задачей в рамках одной модели, обычно таких моделей набирается некоторое количество. Это и есть система управленческих задач, решив которые, можно распутать проблемную ситуацию.

10. Функциональный анализ для задач менеджмента. Понятие функций.
- Это еще один метод постановки задач. Для задач менеджмента имеет огромную важность! Позволяет определить дублирование, избыточность, недостаточность полезных функций либо наличие вредных взаимодействий в процессе. Метод позволяет очень «тонко» определять систему задач.

11. Дедуктивный метод - методология движения от общего к частному.
- Здесь рассматривается движение от следствий к причинам, от общего к частному, дается определение «воронки решения».

12. Законы развития систем (очень кратко!).
- Прикладная интерпретация диалектических законов развития - это основа, на которой держится ТРИЗ как теория. Но на практике понимание этих законов позволяет определить идеи решения поставленной системы задач. В практике решения задач менеджмента очень часто применяются такие законы как: закон согласования-рассогласования систем, закон развертывания-свертывания систем, закон стремления к идеальности.

13. Понятие «идеальность» и «идеальный конечный результат».
- Здесь мы более подробно остановимся на применении закона идеальности. Идеальной считается система, которой нет, но функция ее выполняется. Также познакомимся с принципом определения цели, к которой мы движемся в процессе решения - Идеальный Конечный Результат (ИКР). ИКР - это своеобразный маяк, который показывает менеджеру направление решения управленческой задачи.

14. Изменение граничных условий и формулировок задачи.
- Здесь мы попробуем на конкретных кейсах воплотить в жизнь метод дедукции - движение от общего к частному. Системное решение творческой задачи - это постоянное изменение граничных условий и моделей до тех пор, пока эффективное решение не покажется очевидным.

15. Понятие Технического противоречия и способы его разрешения.
- Важнейший навык менеджера - навык выявления и разрешения противоречий. Системно мыслящий менеджер умеет работать с противоречиями так, что вместо конфликтных ситуаций он получает модель задачи, которую можно разрешить вполне определенными методами. А это не что иное, как практическое воплощение известного принципа менеджмента - перевод проблемы в задачу.

16. Системные ресурсы. Производные системных ресурсов. Надсистемные ресурсы. Упражнение.
- Здесь мы на практике изучаем методы поиска и трансформации ресурсов, то есть видоизменение имеющегося ресурса таким образом, чтобы приспособить его для решения поставленной задачи с наименьшими затратами.

17. Понятие физического противоречия. Способы разрешения физических противоречий. Назначение физических противоречий в анализе задач менеджмента.
- Если задачу не получается решить (ресурс для решения не очевиден, затратен или неудобен для использования), то требуется дальнейшее углубление в задачу (уход в детали и частности) и определение элемента системы, к которому предъявляются противоречивые требования.

18. Проверка правильности решения задачи.
- Гениальные решения всегда требуют проверки перед внедрением. Так что уделим этому заслуженное внимание.

19. Соотнесение решения с философией и стратегией компании.
- Этот пункт нельзя опустить, так как мы говорим о системном анализе в менеджменте. Любое решение всегда должно быть соотнесено с миссией и принципами компании, а также с вектором стратегического развития. В противном случае, решение может оказаться прекрасным для данного конкретного случая, но в будущем подобное решение способно нанести непоправимый вред...

 

ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ

НА ГЛАВНУЮ

 

 

 

 

Copyright © ООО “Биллион”, 2009 г.
Разработка и проведение тренингов