Суббота, 19 Апреля 2025
|
||||||||||||||
![]() |
![]() |
|||||||||||||
![]() |
||||||||||||||
|
Прокажённый под кокаином.
С первых строк хочу успокоить читателя - это не медицинская статья и речь пойдёт не о страданиях неразумной зверушки хомо, а о моих любимых бизнес-системах. Но привычка к системному мышлению и приобретённый скепсис не давали покоя... Мой опыт и знания говорили о том, что бурно развивающаяся система несёт в себе опасность потери контроля над процессами и, как следствие, значительными потерями общего КПД. При этом, зачастую, потеря случается не плавно, а резко, лавинообразно, наподобие прорвавшегося гнойника. Кроме того, архитектура бизнес-процессов, которая работает в период роста, категорически не годится для выросшей системы. В оценке работоспособности бизнес-систем абсолютной величиной является её КПД, и это вполне справедливо, т.к. если Вы не занимаетесь «творческим рукоблудием», то Вас, как владельца «бизнеса», прежде всего, будет интересовать результат его работы в денежном эквиваленте. Спекулирование на тему «мы хотим сделать мир лучше» давайте оставим для ВУЗов и студентов. Но, как всякий абсолют, КПД даёт представление как система работает сейчас, а точнее, как она сработала «по факту», т.е. в недалёком, но прошлом. Однако, этот показатель совершенно не говорит о том, что происходит в системе в настоящем, и, уж, тем более, что её может ожидать в будущем... Возможно, нужен более плавный переход, чтобы это увидеть. У КПД есть 4 нелинейных составляющих, которые не только характеризуют «мгновенное» состояние бизнес-системы, но и позволяют делать краткосрочные и среднесрочные прогнозы её развития. Показатели просты: «развитость», «мощность», «управляемость» и «устойчивость». Не буду утомлять читателя долгими выкладками получения и взаимосвязи этих показателей. Думаю, что людям, работающим в бизнес-среде они хоть интуитивно, но понятны. Важно то, что стадия бурного развития и стадия штатного функционирования требует совершенно разного соотношения этих показателей. И, если на стадии развития можно частично пожертвовать «управляемостью» и «устойчивостью», а «мощность» черпать из сторонних источников (в т.ч., инвестиции, административный ресурс и т.д.) в угоду «развитости», а точнее «разветвлённости», то очень важно помнить, что выравнивание остальных показателей необходимо сделать не в момент перехода в стадию стабильной работы, а значительно раньше. В цивилизованном бизнесе программа по выравниванию показателей и нивелированию накопленных ошибок разрабатывается как важнейшая часть бизнес-плана ещё до запуска системы, а не спонтанно, «на ходу», когда всё уже запущенно. Проанализировав общий алгоритм деятельности компании, я, с ужасом, понял, что единственной задачей компании является сохранение и увеличение такого показателя как разветвлённость. Я уже молчу про вывод ресурсов на другие проекты в сферы далёкие от первоначального направления деятельности компании. Конечно, можно возразить и вспомнить поговорку про «все яйца в дону корзину», но перекладывать яйца надо тоже в корзину, не раскидывать их по местности в надежде, что, хотя бы, из одного вылупиться другая курица. Но об этом пока не будем... По прошествии определённого времени, ТОП менеджмент «внезапно» обнаружил, что и их любимый КПД стал довольно резко падать. Для меня это было вполне ожидаемым известием, так как об этой опасности я говорил с момента проведения первичного структурного анализа, но кто бы слушал... Справедливости ради и в ущерб своему эгоизму, должен отметить, что мою позицию разделяли несколько руководителей в компании, но зачем слушать мрачные прогнозы, когда эйфория захлёстывает «с головой»? Обнаруженное падение КПД дало толчок к началу целого ряда увлекательных мероприятий по «спасению положения», а именно, «охота на ведьм», «игра в пятнашки», «совет в Филях», «Домоклов меч», «горячая картошка» и т.д. и т.п. Мероприятия-то хоть и увлекательные, но не решающие основной проблемы - огромное число системных ошибок. Учитывая, что на тот момент действие виртуального стимулятора ещё не прошло, предложение - давайте сохраним ядро системы, - просто пролетало мимо ушей. И только, когда КПД упал ниже всех критических точек, «пациента, наконец, отпустило». Что же было обнаружено трезвым взглядом? Основное ядро системы было настолько сильно поражено огромным количеством системных ошибок, что, с точки зрения рациональности, представляло собой, совершенно, нежизнеспособную систему, живущую исключительно за счёт «стимуляторов», т.е. на морально-волевых качествах некоторых руководителей. В чём смысл этой статьи?
С уважением, Мещеряков Артем Аполлонович Бизнес партнер компании Биллион (г. Казань) open@10v9.ru +7-909-306-5916
|
|||||||||||||
![]() |
||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||
Copyright © ООО “Биллион”, 2009 г.
Разработка и проведение тренингов |