Суббота, 23 Ноября 2024
|
||||||||||||||
|
Часть 5. Закон повышения степени идеальности.
В предыдущей статье мы разобрали закон согласования ритмики частей системы и его использование для анализа БС. Анализ БС через призму Закона согласования ритмики позволяет увидеть узкие места в БС, на которых происходят основные потери потоков энергии: информации и финансов. Это, в свою очередь, делает БС не эффективной, тратящей впустую большие объемы ресурсов. Сегодня мы поговорим о Законе повышения степени идеальности. Итак, согласно Закону повышения степени идеальности системы, все системы в своем развитии стремятся стать идеальными. А идеальная система - это такая система, которой не существует, но функции которой выполняются. Иными словами мы получаем пользу, но не несем затрат. Разумеется, некоторые из вас скажут, что такое невозможно. Это, действительно, так. В реальном мире носитель функции (система) есть всегда. Однако Закон повышения степени идеальности - это закон, который необходимо рассматривать не статично, а в динамике. То есть, сравнивая уровни развития системы вчера и сегодня, сегодня и завтра и так далее. Чтобы понять принцип, который заложен в анализе систем через призму Закона повышения степени идеальности, приведу простой пример - мобильный телефон! В современном мире мобильный телефон - неотъемлемая часть жизни. Говоря пользовательским языком, мы используем его не только как телефон, но как полноценный компьютер со всеми возможностями. Однако, обо всем по порядку. Давайте вспомним, какими были первые мобильные телефоны, которые покупали обычные люди в середине 90-х годов (первые мобильные аппараты появились намного раньше, но мы сейчас говорим о российском рынке). Это были массивные аппараты, нередко с выдвижной антенной и довольно ограниченным функционалом. Можно было позвонить и отправить СМС-сообщение. При этом отправка сообщений была возможна только внутри сети одного оператора связи. Отправить сообщение на телефон другого оператора было невозможно. Качество связи тоже оставляло желать лучшего - белых зон, где мобильная сеть была недоступна (отсутствовала зона покрытия) было гораздо больше, чем зон с уверенным приемом сигнала. А дисплеи!!! Монохромные дисплеи с тремя строчками текста. Продвинутыми считались модели с четырьмя сточками на дисплее... Шаг за шагом масса и габариты телефонов становились все меньше. Телефоны становились компактнее. При этом дисплей занимал все большую площадь передней панели. А функций телефоны получали все больше и больше: цветные экраны, музыка, диктофон, радио, фотокамера, интернет и так далее (рис.1)
Рисунок 1. Эволюция мобильных телефонов.
Однако, как мы видим из рисунка, снижение габаритов происходило до определенного момента. А дальше габариты телефонов вновь стали расти. Этому есть логическое объяснение. Функциональность телефона стала сопоставимой с компьютером и необходимо было обеспечить удобство восприятия информации. А на маленьком экране это сделать очень сложно. Кроме того, большой функционал современного мобильного телефона требует колоссального количества энергии для работы аппарата. Поэтому в эволюции современного мобильного телефона наступил, если можно так сказать, предел. Существующие технологии не позволяют пока отказаться ни от сенсорного экрана, ни от аккумулятора. Но как только будут разработаны новые технологии, основанные на новых физических принципах, например, голограмма для мобильного телефона и получение энергии из среды, то габариты телефонов будут такими, что телефон станет размером с десятикопеечную монету. Если вы обратитесь к статье, посвященной Закону S-образного развития систем, то увидите, что мобильный телефон дошел до третьего этапа развития, а новые технологии, о которых я упомянул - это переход к следующей S-кривой. Ну а теперь давайте вспомним, как менялась стоимость мобильных телефонов. В самом начале стоимость самого обычного аппарата мобильной связи могла доходить до 1000$ и даже больше. При этом абонент платил за все! И за исходящие звонки и за входящие! И стоимость минуты разговора доходила до 2,5$ за минуту. Сейчас тарифы на месяц могут стоить столько же. Если мы говорим об идеальности систем и о том, что идеальность - понятие относительное, то правильнее всего выражать идеальность через коэффициент идеальности:
Коэффициент идеальности характеризует отношение суммарно получаемой от системы пользы (Ф пользы - функции пользы) к суммарным затратам (Ф затрат - функции затрат) на получение этой пользы. В идеальной системе, если бы нам удалось создать такую, Ф затрат было бы равно нулю. Давайте посмотрим, как это выглядит на графике (рис.2)
Рисунок 2. Реальная система, идеальная система и коридор развития системы.
Если рассматривать техническую систему с определенной периодичностью от момента ее возникновения до сегодняшнего дня, то можно сказать, что развитие системы идет небольшими шагами в рамках определенного коридора - коридора развития системы. Изначально система возникает с низким коэффициентом идеальности, но по мере развития этот коэффициент растет. Сегодняшний мобильный телефон по своей функциональности и производительности на несколько порядков лучше своих предшественников их 80-90-х годов. А его стоимость существенно ниже, чем у его праотцов. Следовательно, современная система более идеальна! В зависимости от внешних надсистемных условий существует несколько вариантов реализации Закона повышения идеальности системы. Давайте рассмотрим подробнее, но уже с привязкой к БС (рис.3).
Рисунок 3. Пути повышения идеальности системы.
Путь 1 (рис.3 - стрелка с номером 1). Незначительное снижение пользы при значительном снижении затрат. Если мы говорим о технической системе, то можно сказать, что иногда существует необходимость очень дешевой, но менее функциональной системе. Например, мобильный телефон без большого количества технических возможностей, скажем без фотокамеры или без сенсорного дисплея, стоил бы существенно дешевле. Но, при этом, он мог бы быть востребован теми категориями граждан, доходы которых невысоки. Многим пенсионерам не нужны современные навороты. Их потребность проста - им нужно просто звонить! И дешевый аппарат для них наиболее подходит. Если посмотреть на взаимосвязь с БС, то можно сказать, что анализ различных целевых аудиторий (ЦА) с разными запросами и покупательной способностью и оценка объема этой ЦА может дать любой БС, любой компании, вектор для стратегического развития. В данном случае - массовый рынок, требующий товар по возможно низкой цене. Путь 2 (рис.3 - стрелка с номером 2). Это путь инноваций, усовершенствований. Увеличение получаемой пользы при снижении затрат. Возможно, кто-то скажет, что так не бывает! Друзья мои - еще как бывает!!! Если мы говорим о технических системах, то постоянная модернизация системы, ее доработки, позволяют наращивать функционал, сохраняя себестоимость. А переход к массовому производству позволяет снизить себестоимость. Если же мы говорим о БС, то такого эффекта можно добиться, работая на основе партнерства с другими БС. Представьте, что ваша компания поставляет сложное техническое оборудование. А клиенту нужно не только оборудование, но и монтаж. И клиент начинает поиск компании, которая выполнит монтаж. Тратятся время и ресурсы. Совсем иначе выглядит ситуация, когда партнерская компания по вашей протекции выполняет монтаж оборудования для вашего клиента. Клиент получил оборудование и монтаж, но потратил существенно меньше времени и ресурсов. А каждая из компаний, при этом, получила свою прибыль. Если посмотреть на рынок сегодня, то можно отчетливо увидеть восходящий тренд на развитие партнерских отношений. Путь 3 (рис.3 - стрелка с номером 3). Рост пользы с одновременным ростом затрат. Если оценить техническую систему, то можно увидеть, что такой путь - это путь создания дорогой, но очень функциональной и надежной технической системы. Например, разработка многих новинок военной техники начинается с этого пути, а затем, когда техника уже испытана, переходит на путь 2 - путь оптимизации. Если говорить о БС, то можно сказать, что путь 3 для БС - это путь создания ВИП товаров и услуг, эксклюзива по высокой цене. И если ЦА в этом сегменте заинтересована в таких товарах и услугах, то будет и спрос. Резюмируя, хочу сказать, что Закон повышения степени идеальности системы можно использовать для БС как трехслойную матрицу. Первый слой - анализ продукта вашей компании на рынке, второй - анализ конкурентов, третий - анализ объема ЦА в каждом квадранте. Сложив три слоя вместе, вы сможете четко увидеть свободные ниши и неохваченых клиентов.
Продолжение следует...
Автор: Павел Володин.
|
|||||||||||||
Copyright © ООО “Биллион”, 2009 г.
Разработка и проведение тренингов |